У бизнеса появились новые дополнительные рычаги влияния для пересмотра и отмены законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые уничтожают или ограничивают конкуренцию

За месяц до начала 2018 года Антимонопольный комитет Украины (далее - АМКУ) утвердил Методические рекомендации по оценке воздействия нормативно-правовых актов и проектов актов на конкуренцию (далее- Методические рекомендации). Субъекты хозяйствования получили новые дополнительные рычаги влияния для отмены или изменения уже существующих в соответствующих отраслях законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые ограничивают конкуренцию.

Как действовать, чтобы изменить несовершенное регулирование?

АМКУ имеет полномочия устанавливать факты несоответствия законодательству о защите экономической конкуренции в действующих сегодня нормативно-правовых актах и ​​давать обязательные для рассмотрения рекомендации о прекращении действий или бездействия, которые могут иметь негативное влияние на конкуренцию. Чтобы привлечь внимание АМКУ к подобным фактам, субъекты хозяйствования могут обращаться в АМКУ с заявлением, в ответе на которое АМКУ обязан будет уведомить заявителя о принятых мерах. Методические рекомендации позволяют оценивать вероятность мероприятий, которые будет проводить АМКУ в случае выявления проблемных вопросов.

Как проверить, относится ли вопрос к компетенции АМКУ?

АМКУ в Методических рекомендациях сформулировал критерии, которые с определенной вероятностью могут указывать на несовершенное с точки зрения законодательства о защите экономической конкуренции существующее регулирование. В частности, необходимо проверить, не ограничивает нормативно-правовой акт количество поставщиков, не сужает ли их круг, не ограничивает ли способность поставщиков конкурировать, не уменьшает ли мотивацию поставщиков к активной конкуренции и не ограничивает ли выбор и доступ потребителей к необходимой информации.

Кроме указанных в Методических рекомендациях критериев, нормативно-правовые акты целесообразно также проверять на соответствие требованиям статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции». В частности, необходимо проверять, не приводит ли действие такого нормативно-правового акта к предоставлению отдельным субъектам хозяйствования или группам субъектов хозяйствования льгот или иных преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или к принуждению субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей или к первоочередному их приобретению у определенных продавцов и т. п.

В каких случаях АМКУ может инициировать процесс пересмотра?

Положительный ответ на несколько или даже на один из вопросов свидетельствует о возможности недопущения, устранения, ограничения или искажения конкуренции вследствие действия нормативно-правового акта.

Примеры проектов нормативно-правовых актов, которые ограничивают конкуренцию:

Пример 1:

Проектом Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О почтовой связи» предусмотрено, что назначенный оператор почтовой связи имеет исключительное право на пересылку простых писем массой до 50 граммов и простых почтовых карточек. АМКУ предложил исключить необоснованные преференциальные условия или стимулировать конкуренцию за доступ к рынку, например, путем проведения аукциона или соответствующей конкурентной процедуры по приобретению исключительного права. Также рекомендовано ограничить срок действия исключительного права на рынке почтовых услуг и рассмотреть возможность распределения исключительного права между двумя или тремя субъектам хозяйствования одновременно.

Пример 2:

Проектом постановления Кабинета Министров Украины предлагалось определить АО «Ощадбанк» единственным уполномоченным банком для выплаты пенсий и денежной помощи внутренне перемещенным лицам. Кроме того, устанавливались необоснованно узкие критерии отбора уполномоченных банков для выплаты пенсий, денежной помощи и заработной платы работникам бюджетных учреждений. Это могло привести к ограничению конкуренции на рынке банковских услуг в сегменте обслуживания работников бюджетных учреждений и граждан, которые получают государственную социальную помощь. АМКУ предложил определять банки, которые получат право предоставлять услуги по выплате пенсий, денежной помощи внутренне перемещенным лицам, на основе конкурсного отбора, а также пересмотреть критерии отбора банковских учреждений, уполномоченных предоставлять соответствующие услуги.

Пример 3:

Проектом Правил производства коньяков Украины, разработанным Министерством аграрной политики и продовольствия, установлено, что в производстве ординарных коньяков Украины допустимо использовать коньячные спирты неотечественного происхождения при условии использования определенной доли коньячных спиртов отечественного происхождения. Последствиями предложенного регулирования может быть устранение с рынка ординарных коньяков в Украине других производителей кроме тех, которые имеют собственные виноградники. АМКУ рекомендовал не вводить жесткую регламентацию содержания коньячного спирта, произведенного из отечественного сырья.

За дополнительной информацией о порядке обращения в АМКУ для отмены или пересмотра законов или нормативно-правовых актов, которые устраняют, ограничивают или искажают конкуренцию, пожалуйста, обращайтесь к Владимиру Саенко или Александру Нагорному.